О проблемах с освещением дорог и районов города Нефтеюганск, а также о том, как организовать дополнительное освещение, корреспондент РМС Центра Наталья Акбашева узнавала у специалиста в области электроэнергетики, заместителя председателя Межрегиональной общественной организации «Работающая молодёжь Сибири», Рузиля Давлетова.
Н.А.: Добрый день, Рузиль Фагимович! Для жителей Нефтеюганска освещение в городе стало “наболевшей темой”. Позвольте задать Вам некоторые вопросы на эту тему.
Р.Ф.: Добрый день! Ситуация действительно не простая. А с наступлением осени, когда ночи становятся длиннее, остро встаёт вопрос об освещенности улиц, дорог, дворов, пешеходных тротуаров, детских и спортивных площадок, так как освещение — это не только комфорт, но и безопасность людей, и в первую очередь детей.
Н.А.: Рузиль Фагимович, по-вашему, действительно освещение в городе Нефтеюганск не соответствует нормам? Ведь насколько мне известно, даже для небольшого северного города светильников установлено очень много.
Р.Ф.: Если говорить о количестве объектов освещения улично-дорожной сети и пешеходных зон города Нефтеюганска, а также объектов дворового освещения, то оно составляет порядка 130, а это чуть более 5100 штук светильников.
Н.А.: Тем не менее, многие жители часто задаются вопросом, каким образом можно осветить свои дворы дополнительно или построить освещение там, где его еще нет? А также улучшить качество освещения уже действующих светильников. Ведь вечером на улице действительно темно.
Р.Ф.: Согласен, что проблема есть и она носит системный характер, а точнее это системный кризис в управлении электросетевым хозяйством города. Тем не менее, могу сказать наверняка, что руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, решить вопрос по освещению своего микрорайона, или двора, или придомовой территории вполне реально.

Н.А.: Могли бы Вы привести несколько реальных примеров, как помочь нашим жителям?
Р.Ф.: Да, например, можно установить объекты освещения на несущей конструкции (стене) своего дома.
На основании части 1 статьи 16, а также частей 1-5 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 188-ФЗ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и несущие конструкции жилого дома, то есть стена, на которой возможен монтаж светильников дворового освещения придомовой территории. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и, в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством, пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме решением общего собрания. При этом можно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и или с перерывами, превышающими установленную продолжительность». А именно часть 1 пункта 1 позволяет жителям определить состав общего имущества совместно с собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества и подпунктом «ж» части 2 пункта 1, когда в состав общего имущества могут включаться иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Но должен предупредить, что затраты обслуживания будут являться обязанностью собственников жилья.
Н.А.: А должны ли собственники в этом случае обращаться куда-либо или они могут установить светильники самостоятельно?
Р.Ф.: Ставить самостоятельно собственники не имеют право, но тут тоже есть варианты. Например, они имеют право обратиться либо в свою управляющую компанию, обслуживающую их многоквартирный жилой дом, которая в рамках своей компетенции может организовать монтаж светильников освещения либо обратиться в иную специализированную организацию. Но в обоих случаях нужно будет оплатить эту работу. Также отмечу, что после установки светильников освещения на стене жилого дома, они будут освещать земельный участок придомовой территории, границы которой регламентированы частью 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 188-ФЗ.
Так же если на земельном участке, принадлежащем именно вашему жилому дому, уже установлены объекты освещения или планируется их установка, то такие объекты должны быть зафиксированы в техническом паспорте, и бремя их обслуживания лежит на собственниках.
Если я правильно понимаю, то один из таких объектов находится в 6 микрорайоне, но надо смотреть документы.
Н.А.: А если в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом не проведён кадастровый учет, и он не принадлежит собственникам дома, администрация должна выполнить работы по освещению?
Р.Ф.: Да, но при условии, что земля, на которой предполагается установка объектов освещения, является землей общего пользования. И в таком случае обязанность организации мероприятий по монтажу светильников освещения возлагается на администрацию города Нефтеюганска на основании пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому, жители имеют полное право обратиться в администрацию города Нефтеюганска для решения вопроса освещения придомовой территории.
Н.А.: Существует ли какой-либо регламент, который необходимо обязательно соблюсти, если мы говорим о новых объектах освещения?
Р.Ф.: Да, конечно. Установка светильников освещения должна соответствовать проектному решению, разработанному на основании требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, а также необходимо учесть требования Правил технологического присоединения электроустановок потребителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Н.А.: А что нужно знать жителям, если они решили установить светильники во дворе или внутри микрорайона на землях общего пользования?
Р.Ф.: Для начала им необходимо обратиться в Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска с целью определения границ и собственника участка.
Если Ваш двор находится в границах земель общего пользования, то обязанностью организации мероприятий по монтажу светильников освещения возлагается также на администрацию города Нефтеюганска на основании пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом установка светильников освещения также должна быть осуществлена в соответствии с проектным решением на основании Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.
А если земельный участок принадлежит собственникам, то установка объектов освещения будет осуществляться соответствующими организациями по заявлению собственников.
Н.А.: Что учитывается при установке объектов освещения? Вы упомянули про правила технологического присоединения.
Р.Ф.: Да, верно. Необходимо учесть требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861. В соответствии с которым, для решения вопроса о подключении объектов уличного освещения к электрическим сетям, собственникам объектов необходимо подать заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электросетевую компанию и указать следующие сведения:
1) необходимый уровень напряжения для энергопринимающих устройств, присоединяемых к электрическим сетям;
2) реквизиты заявителя, в т.ч. с указанием полного наименования и номера записи в Едином государственном реестре юридических лиц;
3) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям;
4) место нахождения заявителя;
5) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств, и их технические характеристики, количество, мощность присоединяемых к сети трансформаторов (при наличии таковых);
6) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;
7) заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств (определяется проектным решением);
8) заявляемый характер нагрузки (для генераторов – возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих нессиметрию напряжения в точках присоединения (при наличии таковых);
9) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).
Н.А.: Какие-то ещё документы нужно будет приложить?
Р.Ф.: Обязательно. Кроме сведений, которые Вы указываете в заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, необходимо приложить следующие документы:
1) план (утверждённый) расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям на топографической съёмке масштабом 1:500;
2) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (при наличии);
3) копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Что касается подключения объекта к электрическим сетям, то это другой вопрос и требует отдельного обсуждения.
Н.А.: Насколько мне известно, в городе установлены современные светодиодные светильники, но качество освещения после их установки упало. Вы можете прокомментировать, почему так получилось?
Р.Ф.: По новомодным светодиодным светильникам, которые светят «себе под нос», могу лишь сказать то, что мне известно. Ещё при прежнем Главе администрации, не буду называть его фамилию, было принято решение, что все светильники РКУ с лампами ДНаТ надо заменить на светодиодные. При этом не учли отрицательную оценку по этой замене и мнение специалистов…
Так вот, данные светодиодные светильники имеют световой поток всего 6500-7000 Лм, в зависимости от типа и марки светильников, тогда как светильники РКУ с лампами ДНаТ имели 27000 Лм. Очевидно, с их установкой освещенность территорий снизилась в несколько раз. Вот и весь секрет.
Н.А.: В данной ситуации что-то можно сделать?
Р.Ф.: Много лет энергетики мучились со светодиодными светильниками. И причин много…
Кроме системного кризиса в управлении электросетевым хозяйством, который к слову сказать, был запущен некоторыми начальниками администрации, сказалось то, что имущество принадлежит администрации, руководство которой не особо хотела вкладываться в ремонт или замену…
Как вскоре оказалось, что в них сгорает одна «деталь», которая стоит почти как сам светильник… Поэтому с точки зрения операционных затрат на содержание объектов уличного освещения, идея замены на светодиодные светильники оказалась провальной.
Но совсем недавно за дело взялись реальные энтузиасты своего дела, и научились, а вернее один понимающий специалист из НГ МУП «Универсал Сервис» научился чинить эту деталь (обслуживание объектов уличного освещения на сегодняшний день является обязанностью НГ МУП «Универсал Сервис» – прим.редакции). И дело двинулось с «мертвой точки». По крайней мере теперь не приходится нести большие затраты на ремонт.
А на вопрос «Что делать?» отвечу, что нужно срочно решить вопрос системного кризиса. Тема эта серьёзная и требует отдельного обсуждения. Впрочем, вряд ли она кому-то интересна. По крайней мере, многие захотят её решить, но не смогут и им попросту не разрешат. Это моё субъективное мнение. Но, если очень захотеть, конечно всё возможно.

Н.А.: Рузиль Фагимович, мне известно, что Вы уже предлагали администрации установить по всему городу дополнительные светильники и даже сами подготовили ведомости объёма работ с перечнем всех необходимых материалов.
Р.Ф.: Да, действительно, всего несколько лет назад мы уже предлагали установить дополнительные светильники по всему городу за исключением некоторых участков. Мы проехали, прошлись ножками и подготовили ведомости объёма работ с необходимыми материалами, их количеством в каждой позиции и мест установок. Для расчёта всех необходимых мероприятий дополнительного освещения в городе, было потрачено времени более чем шесть месяцев. И при этом, все было сделано в нерабочее время, после работы и в выходные дни, мы сначала обошли все, а потом за компьютером делали расчёты.
Н.А.: В итоге Ваш проект заинтересовал администрацию? Ведь в городе вечером всё равно темно.
Р.Ф.: После того как мы представили данный проект, меня некоторые товарищи обвинили в том, что я работаю на заинтересованных лиц. Но я лично реально хотел хоть как-то улучшить город, повлияв на освещение. Ладно, что было, то было.
Было совещание в администрации и даже пообещали всё выполнить, но по итогам проект в работу не взяли. Если Вы заметили, то со светом стало хуже в 2013-2014-2015 годах, когда новомодные светодиодные светильники стали массово выходить из строя…
Н.А.: То есть, по-Вашему, перед принятием решений о замене или установке объектов уличного освещения должна быть проведена определённая работа многих специалистов?
Р.Ф.: Точно! Так и есть. К сожалению, просто невозможно вот так, по щелчку пальцев, решить вопрос освещения. Наши горожане, да и чиновники, и специалисты тоже, должны понять, что для решения вопроса освещённости по действующему законодательству предстоит огромная работа как руководителей, которые должны будут всё организовать, так и специалистов, юристов, инженеров, представителей управляющих компаний, если собственники захотят решить свой вопрос через них, и других работников. Единственное, что можно избежать рутинной работы, но для этого потребуется контроль на каждом этапе решения вопросов.
Н.А.: Существует ли какая-либо концепция, с помощью которой можно решать вопрос освещения на этапе планирования?
Р.Ф.: Моё мнение такое, что концепция освещения города должно строится на следующих аспектах:
- Автомобильные дороги, проезды, развязки, в том числе пешеходные переходы;
- Внутриквартальные проезды, в том числе освещение придомовой территории;
- Пешеходные зоны;
- Парковые зоны;
- Места массового скопления людей, в том числе детские площадки, площади и т.д.
Н.А.: А как с управлением включения/отключения светильников?
Р.Ф.: Управление освещением должно быть построено по принципу «Умное освещение» для мест, где в ночное время происходит наименьшая активность, в том числе активность транспортных средств, а также строго по графику включения-отключения освещения от диспетчерского пульта по принципу «одной кнопки», в соответствии с необходимым ритмом, составленного на основании данных о географической широте Нефтеюганска и «ручного управления», или автономного. Кроме того, все эти методы должны работать в совокупности.
Н.А.: Это улучшит ситуацию?
Р.Ф.: Уверен, и даже знаю, как это сделать, чтоб при надлежащей культуре пользования освещением, можно было использовать одновременно все озвученные мною методы:
- «Умное освещение»;
- График включения-отключения;
- «Ручное управление».
По моим скромным подсчётам экономия от внедрения методов в разы уменьшит стоимость содержания объектов уличного освещения, в том числе за потреблённую электроэнергию для городского бюджета.

Н.А.: А ведь тогда сэкономленные средства можно потратить на улучшение?
Р.Ф.: Верно подмечено. Также сэкономленные средства можно будет перераспределить на реализацию мероприятий по внедрению концепции в целом. Добавлю, что уличное освещение в разы уменьшает также коэффициент потерь холостого хода трансформаторных подстанций в ночное время, что в дальнейшем положительно сказывается на общей экономической составляющей обслуживания электросетей… Но эта тоже отдельная тема.
Н.А.: Давайте вернёмся к системному кризису, о котором Вы упомянули. Можно рассказать немного подробнее о причинах и к чему это привело, кроме того, что в городе стало темнее?
Р.Ф.: Не хочу выглядеть критиканом, а скажу лишь о фактах. Политика властей за последние годы (это касается прошлого руководства Администрации), привела к тому, что вместо экономии денежных средств с помощью реализации мероприятий энергосбережения, в том числе при содержании уличного освещения, и распределения сэкономленных средств на улучшение уровня освещённости в целом, средства городского бюджета были вынуждены просто тратить на её содержание. Понимаю, что раз уж имущество муниципальное, ещё и ФЗ-131 обязывает, то и бремя содержания лежит на «плечах» городского бюджета. Но! Очень много но…
Н.А.: Давайте тогда подведем небольшой итог по ситуации.
Р.Ф.: Скажу вкратце основные пункты. Сейчас в нашем городе мы получили:
- низкую эффективность управления объектами уличного освещения;
- экономически невыгодную политику в отношении управления объектами уличного освещения, в том числе речь об уже потраченных миллионах рублей на светодиодные светильники, которые светят себе «под нос»;
- уровень освещенности в Нефтеюганске снизился в более чем в 3 раза, по сравнению с тем же 2010 годом, например;
- потребность в дополнительных затратах бюджетных средств на исправление ситуации с уровнем освещённости;
- социальную напряжённость среди жителей из-за плохой освещённости городского пространства в целом;
- создание аварийных ситуаций и ДТП, в том числе с участием детей. И такие примеры к сожалению, уже есть;
- напряжённость и профессиональное выгорание специалистов прежнего коллектива из-за сокращения, и отток квалифицированных кадров из города;
- развитие дальнейшей политики перехода управления уличным освещением в частные руки, и не исключено, что преднамеренно. Что наверняка будет способствовать увеличению расходов на содержание уличного освещения
и так далее… Но боюсь, что это уже мало кого волнует, так как многих волнует именно вопрос с уровнем освещения. И для большинства совсем неважно, как это будет решено.
Н.А.: Благодарю за ответы! Было достаточно познавательно. Думаю, многим ситуация по освещению в городе теперь станет понятнее.
Р.Ф.: Пожалуйста!
Действительно познавательно! Благодарю за работу друзья!