Администрация города Сургута публично информировала граждан о возможности осуществлять розничную продажу алкоголя крепостью до 16,5% без оформления лицензии и предложила гражданам обращаться для решения проблем, связанных с незаконной торговлей алкоголем, в УМВД России по г. Сургуту и, вообще признала подобные вопросы вне компетенции Администрации.
Такие заявления от имени муниципальных властей содержатся в ответах на сообщения №170115751, №170118165, №170110352, №170114766, №1701088588, №170055491, №170055053, №170010694 платформы обратной связи с органами власти “Госуслуги Решаем вместе” (https://play.google.com/store/apps/detai…).
Видимо в Администрации Сургута какое-то свое понимание федерального закона №171-фз от 22.11.1995, а именно статей 16 и 18, которые дают четкое разъяснение, что такой вид деятельности, как розничная продажа алкоголя (от 0,5% об.) требует лицензирования (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), а розничная продажа алкоголя без лицензии (за исключением пива), в нестационарных объектах торговли, любого алкоголя на остановках и возле образовательных учреждений ЗАПРЕЩЕНА.
Теперь насчет предложения обратиться в полицию по вопросам незаконной продажи алкоголя. Предложение дельное, если бы такое обращение в полицию Сургута (https://bit.ly/3iA3AiF) по всем указанным фактам не подавалось ранее в марте этого года и не были получены “пустые” ответы (https://bit.ly/36Udkis и https://bit.ly/3BtrHbt) из которых было ясно, что полиция никакой работы не проводила, что подтвердилось в ходе контрольного мониторинга большинства указанных в заявлении торговых объектов – это, во-первых.
Во-вторых, в соответствии с пп.1, п.2, ст.42 Устава муниципального образования городской округ Сургут Администрация имеет полномочия по принятию мер по обеспечению на территории городского округа соблюдения законов, т.е. элементарно может составить заявление в полицию в надежде получить полноценный ответ.
В-третьих, в структуре Администрации существует целое Контрольное управление, которое в соответствии со своим Положением может во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (т.е. с полицией) и должно осуществлять муниципальный контроль в области торговой деятельности хотя бы в отношении таких торговых объектов, которые на основании договоров аренды расположены на муниципальных земельных участках или осуществляют продажи алкоголя в нарушение постановлений Администрации города Сургута.
В-четвертых, в соответствии с пп.20 и пп.21, п.1, ст.38 Устава муниципального образования городской округ Сургут Администрация должна извещать федеральные органы исполнительной власти ( Роспотребнадзор) об опасных для здоровья потребителей товарах и обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга потребителей. Алкоголь, реализуемый с нарушением законодательства, несет опасность для здоровья потребителей, поскольку в соответствии с п.1 ст.1 федерального закона №171-фз от 22.11.1995 государственное регулирование оборота алкоголя осуществляется в числе прочего в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан.
В-пятых, в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 28.04.2017 N 163-п Администрация г.Сургута обязана информировать организации, ИП, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в т.ч. пива), торговые объекты которых попадают в границы прилегающих территорий, установленных Постановлениями Администрации. Хотелось бы увидеть подтверждающие документы об осуществлении такого информирования со стороны Администрации г. Сургута.
В-шестых, обращения на платформе обратной связи с органами власти “Госуслуги Решаем вместе” могут передаваться на рассмотрение обратно в Правительство ХМАО-Югры, в частности в соответствии с пп.3, п.2, ст.3 окружного закона №46-оз от 16.06.2016 все полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкоголя есть у Правительства ХМАО-Югры (в том числе и по привлечению к ответственности правонарушителей).
Теперь о насущном:
1) МОО “РМС” трижды обращалось за получением гранта для организации мониторинга и сбора доказательной базы по нарушениям законодательства РФ в области оборота алкоголя с последующем оформлением заявлений в федеральные органы власти и осуществлением наблюдения процесса привлечения к ответственности правонарушителей, однако, эксперты, дающие заключения на заявки о гранте пришли к выводу, что всей этой работой должны заниматься компетентные органы власти (вопрос компетентности остается, как видим открытым);
2) Поскольку МОО “РМС” оформило свидетельство СМИ (ЭЛ № ФС 77 – 76027) необходимо более компетентным органам (к примеру, Прокуратуре) организовать проверки по данному сообщению в отношении фактов указанных в сообщениях №170115751, №170118165, №170110352, №170114766, №1701088588, №170055491, №170055053, №170010694, №170054274, №170113972, №170113486, №170111869, №170109919, №170109146, №170121804, №170122224, №170054713 на платформе обратной связи с органами власти “Госуслуги Решаем вместе”, находящихся в публичном доступе.
3) Правительству ХМАО-Югры необходимо разъяснить Администрации г. Сургута их возможности и компетенции, а также требования законодательства РФ для организации полноценной работы с гражданами через платформу обратной связи с органами власти “Госуслуги Решаем вместе”.
