Новости

Совесть последних рыцарей

sovest-poslednix-rycarej (0)

На экраны всех кинотеатров мира в апреле 2015 года вышел “незамысловатый” по мнению всевозможных критиков фильм “Последние рыцари”.

Сюжетная линия фильма действительно проста и перекликается с небезызвестным фильмом “47 ронинов”, однако, второй смысловой ряд этого фильма весьма и весьма затейлив и намекает нам, что это “азиатское кино, снятое за голливудские деньги” при участии выходцев разных стран, есть некое послание России – недаром премьера этого фильма в России состоялась на день раньше (2 апреля 2015), чем мировая.

Всё, что видим мы, видимость только одна:

sovest-poslednix-rycarej (1)

В некой средневековой империи, состоящей из царств-вассальных государств, жили люди “всех цветов кожи и вероисповеданий”. В одном из вассальных государств темнокожий лорд по фамилии Барток, доживший до седин в волосах и кинжальных болей в спине, столкнулся с явлением коррупции со стороны приближенного к императору министра Гезза Мотта. Мздоимство, как и непомерные налоги, для всех подданных империи были не новостью, однако, на этот раз взятку требовали с высочайшей персоны самого лорда. Этот вызов был воспринят лордом Бартоком, как признак, разрушения тех принципов, на которых держится империя, о чем он не повременил заявить при дворе императора, что было воспринято императором, как самомнение и попыткой казаться умнее самого императора, за что тут же был лишен головы, причем выполнить этот приговор пришлось верному лорду Бартоку командиру седьмого отряда Рейдену, которому накануне лорд тайно вверил символы власти над своим государством.

sovest-poslednix-rycarej (2)

После свершения показательного акта политического самоубийства, жителей изгоняют с земель лорда Бартока и раздают их другим лордам, а командир Рейден снимает присягу с воинов седьмого отряда. Бывшие воины седьмого отряда вынуждены заниматься, чем придётся, а сам Рейден пускается во все тяжкие – алкоголь, азартные игры.

sovest-poslednix-rycarej (3)

Министр Гезза Мотта, понимая, что воля людей не может быть подавлена лишь актом насилия и возможно возникновение очагов сопротивления, считает наиболее вероятным лидером этого сопротивления командира Рейдена. Установленная слежка за Рейденом показывает, что его бывшие соратники по оружию презирают его, оружие он свое заложил в ломбард, жена ушла от него, а страдания дочери лорда Бартока ему безразличны. Операция по усыплению бдительности выполнена успешна. Министра Гезза Мотта, живущего под страхом мести, повышают до советника императора (в связи с чем, он вынужден отказаться от взяточничества и снизить налоги) и после донесений об образе жизни Рейдена, мания преследования новоявленного советника спадает на нет – возникает идеальный момент, когда враг сможет узрить “несокрушимый кодекс седьмого отряда”, момент, к которому готовились преданные кодексу воины, пока их командир отвлекал внимание. Проникновение в непреступную цитадель Гезза Мотта – “задача из невозможных”, однако, предпринятые заранее подготовительные меры облегчили эту задачу, а помощь лорда Августа, азиатского происхождения, и его дочери, являющейся женой Гезза Мотта, помогли вскрыть защиту замка изнутри и вырезать “опухоль империи” Гезза Мотта.

sovest-poslednix-rycarej (4)

Император, оставшись без советника, становится открытым к советам лордов, которые советуют объединиться с этими народными героями, но такое единение для императора неприемлемо и по совету Рейдена, осознающего эту логику мышления императора, лорд Август предлагает императору наказать только самого Рейдена. Идя на встречу своему наказанию, Рейден вверяет управление замком своему лейтенанту и призывает его быть верным кодексу седьмого отряда. Рейден встает на одно колено перед императором, император, отводя взгляд, уходит, палач заносит меч над головой и в последний момент Райден широко открывает глаза – так заканчивается фильм “Последние рыцари”.

sovest-poslednix-rycarej (5)

Ибо тайная сущность вещей – не видна:

Всем нам с детства известны басни Крылова и их второй смысловой ряд, когда “мартышка” по контексту басни нами распознается, как глупость, “лиса”, как хитрость, “заяц” – трусость и т.п. Очевидно, что подобный художественный прием существовал, как до Крылова, корнями уходя в тотемизм, так существует и по ныне, но уже не в аллегориях, а в формах динамичного символизма.

Давайте попробуем разобраться с современным тотемизмом. Если соотносить образы, данные в фильме “Последние рыцари” с историческими реалиями, то в особенности, тем кто следит за политической жизнью России, можно обнаружить точку входа в символизм этого фильма.

sovest-poslednix-rycarej (6)

31.12.1999 всем жителям России было доведено сообщение о передачи власти в покаянной речи, которая в народе носит название “Я устал, я ухожу”. Б.Н. Ельцин – первый президент РФ, вместо новогоднего поздравления сообщил о сложении своих полномочий и назначении на должность и.о. Президента РФ В.В.Путина. Аналогия исторически реального события с вымышленным образом передачи власти от престарелого лорда Бартока  командиру Рейдену в фильме – прямая и подкрепляется тем, что образ Рейдена в фильме представлен, как образ элитного воина, выходца из крестьянской семьи, увлекавшегося некогда алкоголем, но сумевшим преодолеть эту страсть в себе, причем такая сила воли вызывала восхищение среди соратников Рейдена, также немаловажным развитием сюжета фильма является развод Рейдена с женой. Как известно из биографии В.В. Путина, он является выходцем из семьи рабочих, служил в КГБ, а некоторые источники указывают на его пристрастие к пиву во время службы в Германии, 6 июня 2013 года Владимир и Людмила Путины, совместно дав интервью в антракте премьеры балета «Эсмеральда» в Кремле, публично объявили о своём предстоящем разводе. Лорд Барток же (фамилия созвучна слову “бардак”) неслучайно представлен в фильме именно темнокожим – именно такой образ закрепляет аналогию с Россией 90-х, считавшейся всем западом страной третьего мира, которую можно обирать до нитки.

sovest-poslednix-rycarej (7)

Осознав ключевую аналогию – дальнейшие аналогии выявляются гораздо быстрее:

– тем, кто знаком с политикой России XIX века должна быть известна фраза знаменитого дипломата того времени А.М. Горчакова – “Россия не сердится. Россия сосредотачивается”, разосланная депешей в 1856 году по всем российским посольствам зарубежом и менее известна фраза А.М. Горчакова 1860 г.: “Россия выходит из того положения сдержанности, которое она считала для себя обязательным после Крымской войны”. В 2012 году перед выборами Президента РФ В.В. Путин опубликовал статью “Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить“, а уже в 2014 году Крым вернулся на Родину, многие в мире до сих пор шокированы профессионализмом российских военных, внезапно проявившегося в последние годы, ведь стереотип о русской армии, как неспособной ни на что – долго поддерживался, чуть ли не сознательно, в головах западных обывателей и политиков. В фильме отражение такой политики России нашло отражение в поведении Рейдена и седьмого отряда после того, как Рейдену пришлось стать орудием политического самоубийства лорда Бартока, а затем после тайной подготовки и отвлекающих манёвров одержать верх над Гезза Мотта, проникнув в его замок;

sovest-poslednix-rycarej (8)

– при этом самому Гезза Мотта несомненно авторами фильма отведена роль США, т.к. именно этому персонажу присуще то, что олицетворяет гегемонию США, в частности военную мощь, которая концентрируется вокруг этой фигуры. По фильму сам император говорит Гезза Мотта о том, что у него солдат больше, чем у него самого, а в ответе на отчет о положение дел с расходами Гезза Мотта говорит своему казначею: “Чтобы сообщить вам, как вести мои счета, мне нужно переговорить с командиром”, указывая на приближенного военного, азиатского происхождения;

sovest-poslednix-rycarej (9)

– через образы двух азиатов в фильме – телохранителя Гезза Мотта и лорда Августа, показано отношение Востока к России – телохранителя Гезза Мотта, искренне удивляющегося тому, что лорд Барток подарил Рейдену свой клинок и верного (правда и неправдами данному слову) Гезза Мотта до смерти и лорда Августа, испытывающего унижения из-за обращения Гезза Мотта с его женой и помогающего Рейдену вскрыть защиту замка;

– император же  – это тот, кто в русских художественных образах звезды сводит с небосклона и свистит так, что задрожит луна, но как намекнул нам Рейден, перед тем как снести голову с плеч Гезза Мотта: “но против времени закона его наука не сильна”;

sovest-poslednix-rycarej (10)

– самая интересная же роль отводится образу таинственного кодекса седьмого отряда – кодексу с помощью которого можно заставить даже опустить глаза самого императора, а в аналогиях шахматной партии вывести пешку в ферзи, пройдя семь линий шахматной доски, в конечном итоге осуществив с помощью неё эндшпиль – заключительную часть шахматной игры, широко открыв глаза на всё происходящее всем наблюдателям этой шахматной игры;

Подводя итог второго смыслового ряда фильма, можно уловить заложенное в нём послание: Мировое сообщество, те кто не раздавлен самоуничтожительным мировоззрением потребления без меры, смотрит на Россию с некоторой надеждой, что русское мировоззрение способно разрешить накопившиеся проблемы человечества, но думает, что эти проблемы можно решить только через самопожертвование самих себя. Ответ же им может быть лишь один:“Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы”.

Послесловие.

sovest-poslednix-rycarej (11)

Безусловно, что динамичность символизма может предполагать и иные интерпретации увиденного в фильме, причем аналогии могут быть найдены не только глобального, но и вполне локального характера, поскольку для тех, кто в особенности живет в тех или иных уголках России уже вполне очевидна красная мысль “Последних рыцарей”: “Честь (как и Совесть) – это то, с чем рождаются, её невозможно отнять, её нельзя подарить, главное её не утратить”.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *